Проекты

Реставрация камина XIX века в Гутарне | Restoration of the antique fireplace in the Gutarna

Хорошая реставрация - это по-настоящему сложная работа, состоящая из ряда трудных этапов

Часть 1. Необходимо оценить объект реставрации:

Возраст, художественную ценность, сохранность. Это значит - поиски по архивам и электронным ресурсам, встречи и выведывания у керамистов, реставраторов, знатоков.

Предмет поиска - похожие камины по конфигурации и стилю, поиск по авторскому клейму (неявному, его ещё надо правильно расшифровать), поиск по производителям каминов того времени.
‌Искали около 2-х месяцев. Везде! В музеях и частных коллекциях, на сайтах, в книгах, подключали друзей живущих в европе, спрашивали знакомых и незнакомых! Однажды, например, керамист из хорсса сказал что видел похожий камин по телевизору - на НТВ месяц назад. Пришлось перерыть программы ТВ за предыдущие месяцы и проглядеть записи возможных передач.
‌В итоге нашли! Авторов нашли. По клейму нашли. Представляем вашему вниманию настоящий самородок - камин 1852 года в стиле Арт Нуво двух лучших специалистов по фарфору в США того времени - Kurlbaum и Schwartz. Технологи, переехавшие из Германии, и основавшие в Филадельфии производство керамики K&S.

Франклинский институт приводит обзор фарфора K&S:

Это лучшие фарфоровые изделия, когда либо созданные в Америке. Фарфор безупречно стекловидный/прозрачный, в этом отношении не уступает лучшему французскому фарфору. Хорошая форма в традиционном стиле. Ребра, углы и кромка хорошо оформлены. Таким образом качество практически идентично самым лучшим образцам французского и английского фарфора (1).

Ну а что касается каминов KurlbaumиSchwartz – сохранился только один образец. Один единственный образец, с которым нам довелось поработать! И с удовольствием поделимся с вами историей его второй жизни.

Myers S.H. Handcraft to industry. Philadelphia сeramics in the first half of the nineteenth century. – Smiths onian studies in history and technology №43. Washington. 1980. P. 35.

Часть 2. Изготовление недостающих деталей:

Как восстановить те элементы которых нет? Конечно по дырке от них. Они должны во всех смыслах стыковаться с соседними изразцами - по цвету, форме, размеру.
А) Задача попадания в тон одна из труднейших - керамическая масса, ангобы, глазури сильно отличаются от тех что использовались 1,5 века назад на другом континенте. Например тогда ещё не были доступны глазури красного цвета на основе частиц золота, и мастера искали замену как могли. На нашем камине вишенки выкрашены в розовый цвет со сборками. А мы его повторяли. Успешно. Непросто также попасть в тон зелёной оксидной глазури, которая будучи прозрачной, меняет цвет и насыщенность в зависимости от толщины слоя. Очень помогает в этом деле правило реставрации: "копия должна визуально отличаться от подлинника".
Б) Соответствие по форме и размеру тоже серьезная задача. Не секрет, что вылепленное глиняное изделие в процессе сушки и обжига уменьшается. Это происходит за счёт испарения водной прослойки между глинистыми частицами и их последующего спекания. При этом, изменение габаритов (усадку) померить легко и учесть при лепке деталей камина, а вот учесть усадку при стыковке рисунка, особенно кривых поверхностей - задача нетривиальная и для ее решения приходится делать по несколько образцов и подпиливать да подтачивать места стыковки. Именно из этих соображений обычно изразцы по кромке имеют рамочку, что позволяет шлифовать обожженные изделия, не задевая рисунок и достигать точной геометрии.
В данном камине керамические элементы большие и тяжёлые. Некоторые весят по 15 кг. Чтобы изразцы не коробило и для обеспечения прочности, их снабжают ребрами жёсткости - румпой и дополнительными перегородками. Крепятся изразцы к каркасу тоже за румпу.
А лепили мы недостающие детали, также как и авторы камина, из шамота. Глиняная масса с крошкой уже обожжённой керамики. Шамот имеет самую низкую усадку, и большую прочность, благодаря чему возможно изготавливать толстостенные и крупногабаритные изделия. А при его большой теплоемкости и термостойкости, лучшего материала для каминов не найти!

Часть 3. Реставрация - склейка, добор, восстановление глазури

Камин к нам пришел в разобранном виде: были расколотые элементы, на каждом изразце - сколы и облупившаяся глазурь, а некоторых деталей не хватало совсем. Стояла задача вылепить недостающие изразцы, соединить разбитые части, чтобы затем собрать электрокамин, и конечно вернуть красоту изразцам. Так называемая коммерческая реставрация (при музейной реставрации надо было бы законсервировать все как есть и любоваться экспонатом).

Реставрация - ответственная работа. Неаккуратное движение, неправильно подобранные материалы или методы могут безвозвратно испортить памятник культуры. Кроме того, будущие реставраторы, исследователи и культурологи должны сразу понимать что есть подленник, а что новодел и при необходимости очистить изделие до исходного состояния, чтобы применить новые приемы реставрации. Так что следует руководствоваться главными правилами:
1. Не навреди;
2. Изменения должны быть обратимыми.

Для доборов мы использовали стоматологический гипс - более мягкий материал чем основа, при этом достаточно прочный. Тонкозернистый, способный передавать мельчайший рельеф. А также обладает высокой белизной, что помогает при подборе цвета. Процесс добора длительный и кропотливый - каждый отколотый уголок, выемку или декоративный элемент сначала необходимо долепить до нужного вида и размера, чтобы было "как было". Затем - равномерно соскоблить, дабы положенный сверху лак не выступал из плоскости изразца. Высушить, пропитать бесцветным лаком.
Вместо отколотой глазури мы использовали лак с неорганическими пигментами - материал схожий по блеску с глазурью и тоже прозрачный в тонком слое. Варьируя толщину можно получать необходимый цвет. Тонкая работа с нюансными цветами и крепким запахом растворителя.
Склейку деталей выполняли силиконовым клеем. Он обеспечивает достаточную прочность для реставрации, монтажа и эксплуатации, но при необходимости клей всегда можно удалить, а деталь разъединить.

Часть 4. Сборка изразцов на каркасе, установка электрокамина

Сборка изделия начинается со сварки металлического каркаса будущего камина. 
Для этого надо предварительно собрать на каркас изразцы, отметить места крепления элементов, и наварить перекладины, да насверлить отверстия для крепежа. 
У каждого изразца есть посадочные отверстия в румпе, через которые они крепятся железной проволокой к каркасу. Между изразцами и каркасом перекладываются деревянные дощечки, они помогают точно вывести плоскость камина и защищают от сколов керамики о металл. Соединяются между собой изразцы печным раствором или плиточным клеем. Швы заполняются подобранной в тон затиркой. 
Электрокамин подобрать было очень сложно для такой маленькой топочной камеры. Лучше всего подошел фирмы dimplex, но мы его разобрали до деталей, подправили и собрали заново нужной конфигурации. В топочной камере - чугунные колосники, а стенки отделаны керамогранитом. Теперь камин полностью восстановлен и украшает жилье новых хозяев. В нем можно перекладывать мерцающие поленья и с пульта зажигать "огонь"!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *